реализация личностно-деятельностного подхода к процессу обучения в системе повышения педагогического мастерства, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития, самообразования педагога
• создать условия для эффективного обучения педагогических работников;
• расширить знания в части содержания деятельности педагогов по организации научно-исследовательской работы учащихся;
• сформировать у педагогических работников умения и навыки для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся
1. Работа в парах (приложение 2)
Задание: определить по формулировке темы вид работы:
Реферат, Проект или Исследовательская работа
2. Работа педагогической мастерской(приложение 3) «Компетентность»
Введение участников в проблемную ситуацию с целью создания личностного отношения к предмету обсуждения (эмоциональный настрой).
Ведущий: В чем причина неудачи в данной жизненной ситуации?
Жил – был старый вулкан. Курил свою трубку, дремал, вздыхал иногда. Однажды на склоне горы поселилась семья птиц. С утра до ночи они скандалили:
- Почему построил гнездо так высоко в горах? Здесь холодно, ветер. И сложил его плохо. Вот видишь, торчат ветки, вот-вот развалится.
- Зато я знаю таблицу умножения!
- Шляешься целыми днями где-то. Вчера только одного червяка принес!
- Зато я знаю строение червяка!
И так они ругались с утра до вечера. Вулкан устал слушать их дрязги. Заворчал:
- Вас сюда никто не звал. Улетайте отсюда.
Воробьиха взвилась:
- Замолчи старый хрыч, тебя никто не спрашивал.
Старый Вулкан от неожиданности закашлялся. Посыпался пепел, полетели камни и разрушили гнездо.
Участники мастерской отвечая на вопрос, отмечают несформированность умений применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Задание: запишите в тетрадь перечень знаний, умений, навыков, которые необходимы были птицам в данной жизненной ситуации. Определите, как они связаны между собой.
1 группа
Умение считать знать правила этикета
Умение говорить знать климатические
условия гор
Умение проектировать знать особенности
жизни червей
Умение находить пищу знать основы
Умение строить гнездо строительного дела
Умение общаться
ПЛАН
Тема Выступающие
I. Вступительное слово (актуальность темы) Филимонова Т.Г.
II. Теоретическая часть (приложение 1)
1.Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности старшеклассников Кононова В.П.
2. Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода. Кононова В.П.
3. Виды исследовательской деятельности. Оленева Н.А.
4. Формы организации учебно-исследовательской работы. Наумова Ю.С.
5. Методы исследовательской деятельности. Филимонова Т.Г.
III. Практическая часть
Этапы Мастерской Содержание этапа Краткая характеристика этапа
Индукция Предлагается задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, факта. Чаще всего неожиданное и обязательно личностное.
Самоконструкция Индивидуальное выполнение задания участником с целью определения своих реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.
Участники мастерской записывают выражения:
- умение строить гнездо, знание климатических условий в горах, знание того, где можно найти червяка, умение общаться и т.д.
Затем обмениваются работами в паре и дополняют записи друг другу в тетрадь.
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта. Первая часть этапа: «де конструкция» - превращение материала в «хаос», смешение явлений, слов, событий. А затем – «реконструкция»
Социоконструкция Групповая работа. Участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из двух человек), должны систематизировать ЗУНы и основные компетентности и оформить результаты работы в виде схемы, таблицы и т.д. Выполнение задания группой; соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Представление результатов работы в диалоге, в малой группе.
Социализация Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группой. Актуализация готовности участников к пересмотру своих суждений и изменение образа действий при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. Задача этапа дать самооценку и провести само коррекцию. Все что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
Афиширование Творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы. Группы оформили работы в виде схемы и таблиц.
Ознакомление с результатами работы. Все ходят, читают, обсуждают.
Разрыв Внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего старого знания новому по проблеме. Возникновение информационного запроса.
Участники, обсуждая выполненные работы, приходят к выводу, что ученик порой напоминает данную птицу, потому что школа стремится дать знания, а не научить ими пользоваться.
Какая проблема стоит перед современной российской школой?
Участники мастерской получают индивидуальные карточки с заданием:
Заполнить таблицу «Сферы основных компетенций» (в карточке - список умений, составляющих основные компетенции учащегося). Процесс поиска ответов, сверка нового знания с литературным
источником
(приложение 4)
(приложение 5)