Мастерская

МАСТЕРСКАЯ – это особая форма организации учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.

Способ деятельности: Мастерская построения знаний.

Принципы организации мастерской:

равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания

самостоятельно в совместном поиске»;

ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

создание личностной мотивации;

отсутствие оценки, соревнования, соперничества.

Замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

чередование индивидуальной и коллективной работы;

важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;

свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Этапы педагогической мастерской

В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решение проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.

Такая форма работы позволяет формировать у участников рефлексивное отношение к собственным способам действий.

Коллективное взаимодействие должно осуществляться не только как коммуникация, но и как столкновение противоположных позиций. В противном случае движения в освоении темы не будет: мастерская сведется к высказыванию точек зрения, вопросам и ответам и не будет взаимопонимания и рефлексии.

Основные технологические этапы мастерской представлены в таблице

Система действий ведущего мастерской и участников

Технологические этапыДействия ведущегоДействия участников
1. «Индукция»

- создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения

Нарисуйте познавательный объект.

- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.)

Рисуют в тетрадях познавательный объект.

- Составляют вопросы

2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте

3. «Социоконструкция»

- работа учащихся в группах по построению этих элементов.

Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием»

Работают в парах по заданию учителя.

4. «Афиширование» - вывешивание "произведений

- работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.

- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Представляют результаты работы групп.

- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

5. «Разрыв»

- внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.

- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

Осознают возникшие познавательные противоречия.

- Работают с источниками информации.

- Закрепляют и применяют полученные знания

6. «Рефлексия» Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию.

Используются технологии uCoz

Критериями оценки результативности технологии являются:

Развитие способности к рефлексии.

Развитие коммуникативной культуры участников мастерской

Результаты:

Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.

Овладение интеллектуальными технологиями.

Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.