МАСТЕРСКАЯ – это особая форма организации учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
Способ деятельности: Мастерская построения знаний.
равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания
самостоятельно в совместном поиске»;
ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
создание личностной мотивации;
отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
Замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
чередование индивидуальной и коллективной работы;
важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.
В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решение проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.
Такая форма работы позволяет формировать у участников рефлексивное отношение к собственным способам действий.
Коллективное взаимодействие должно осуществляться не только как коммуникация, но и как столкновение противоположных позиций. В противном случае движения в освоении темы не будет: мастерская сведется к высказыванию точек зрения, вопросам и ответам и не будет взаимопонимания и рефлексии.
Основные технологические этапы мастерской представлены в таблице
Технологические этапы | Действия ведущего | Действия участников |
1. «Индукция»
- создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения | Нарисуйте познавательный объект.
- Запишите вопросы (ассоциации и т.п.) | Рисуют в тетрадях познавательный объект. - Составляют вопросы |
2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. | Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.) | Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте |
3. «Социоконструкция»
- работа учащихся в группах по построению этих элементов. | Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием» | Работают в парах по заданию учителя. |
4. «Афиширование» - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними | Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимы пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий. | Представляют результаты работы групп. - Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий |
5. «Разрыв»
- внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому | Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия | Осознают возникшие познавательные противоречия. - Работают с источниками информации. - Закрепляют и применяют полученные знания |
6. «Рефлексия» | Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности | Осуществляют рефлексию. |
Развитие способности к рефлексии.
Развитие коммуникативной культуры участников мастерской
Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.
Овладение интеллектуальными технологиями.
Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.