В условиях модернизации российского образования происходит поиск новых ценностей различных, которые смогли бы стать основой современной педагогики и обеспечить создание условий для выполнения постоянно меняющегося социального заказа. Нашим государством востребован новый тип человека-человека гражданина, поэтому запрос общества направлен на общественно-активную личность, способную соотносить свой выбор с выбором государства и общества в целом.
Поэтому образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие личности посредством воспитания и образования.
Личностно-ориентированный подход позволяет не только успешно решать образовательные задачи, но и создать условия, при которых из стен школы выходил бы молодой человек, готовый к жизни в социуме. Предметы обществоведческого цикла помогают вооружить человека знанием исторического опыта, что позволяют ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствующие формированию активной гражданской позиции.
В качестве базовых понятий выступают такие понятия, как компетенция и компетентность. Содержание курсов опирается на работу с различными носителями информации - исторические документы, воспоминания, мемуары, дополнительная литература. Изучение сфер общественной жизни предполагает наличие различных, иногда диаметрально-противоположных точек зрения на одно и то же явление. В этом и состоит особенность социального познания.
На уроках я использую различные варианты.
Тема: «Семья, роль супругов в семье»
Цель: закрепить знания учащихся о семье как социальном институте и малой группе; формировать культуру общения между людьми; научить выявлять основные проблемы и тенденции развития семьи в современном обществе.
Я даю домашнее задание (создать семью, распределить функции между членами семьи).
игра и в то же время ребята получают пример социума настоящего, будущего.
- каждая семья представляет себя;
- членов семьи (роль жены, роль мужа);
- бюджет семьи;
- дети;
- вопросы воспитания.
Составляется визитная карточка семьи. Перед заданием даю вопросы: выберите себе семью(варианты написаны на доске):
а) традиционная, полная;
б) неполная;
в) гарем;
г) однополая;
д) гражданский брак;
е) гостевой брак (муж и жена живут в различных городах или странах, дети живут с одним из родителей).
Все учащиеся выбирают полную семью.
Затем даются вопросы:
- для чего создается семья?
- приведите примеры хорошей семьи, плохой семьи (из литературы).
Заносят в таблицу или записывают в виде конспекта.
Этот урок показывает социально-коммуникационную направленность:
- здесь и диалог (жена-муж);
- здесь и групповая работа (семья);
- здесь и цели и планы на будущее;
- здесь и развитие различных качеств личности (высокая нравственность, доброта и т.д.).
Деловая игра
«Выборы в Государственную думу»
1. Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых должна представлять собой определенную политическую партию.
2. Каждая группа разрабатывает программу, готовится группа поддержки, пишутся лозунги, листовки.
3. Выбирается лидер в каждой группе, который выступит с защитой своей партийной платформы.
1. Начинаются дебаты, в которых кандидаты оглашают свои предвыборные программы и отвечают на вопросы.
2. Избиратели отдают свои голоса путем тайного голосования.
Вывод: данная форма учебного занятия позволяет углубить представления учащихся о политической сфере общественной жизни, способствует формированию интереса к общественно-политической жизни. Формирует социальную и коммуникативную компетентность, настраивает на знание социума.?
Здесь проходит информационная, социальная и коммуникативная компетентность.
Проведение деловой игры обеспечивает:
- подробный разбор ситуации;
- развитие умения спорить, отстаивать свое мнение перед оппонентом, который может достойно возразить;
- развитие ораторских способностей;
- формирование у школьников потребности проявлять уважительное отношение, корректность к противоположной стороне, несмотря на конфликтность ситуации.
Вывод: максимально приближенная к реальности ситуация, эмоциональная и действенная вовлеченность в процесс делают усваиваемый материал личностно значимым, и получаемый в ходе игры опыт переходит и в дальнейшую взрослую жизнь.
Также для развития коммуникативной компетентности играют важную роль приемы, использующие обмен мнениями:
- круглый стол;
- заседание экспертных групп;
Большинство современных старшеклассников не интересуются политической жизнью страны, за международными отношениями следят от случая к случаю. Школьники не осознают практической значимости материала, изучаемого на уроке. Учебная игра позволяет не только повысить интерес к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создаются условия для формирования активной гражданской позиции.
Технология критического мышления.
С помощью этой технологии стараюсь у учащихся вырабатывать свой взгляд на вещи, учу видеть чужое мнение, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения.
Ставлю вопрос и спрашиваю:
- Кто «за»?
- Точку зрения обоснуйте.
Учащиеся приводят аргументы в защиту своей позиции
Отечественная война 1812 г.: совещание в Филях. Кутузов оставляет Москву или защищает Москву? Приведите аргументы «за» и «против».
Итак, формированию названных компетенций способствует использование таких технологий, как
- игровые технологии;
- проектная деятельность;
- технология критического мышления;
- деловая игра