Занятие: «Компетентностный подход в современной школе»

По итогам занятия его участники смогут:

- дать определение понятию «компетенция»;

- назвать ключевые компетенции личности;

- определить, в чем они проявляются;

- задуматься о том, как спланировать собственную деятельность, чтобы реализовать компетентностный подход;

- высказать свое отношение к компетентностному подходу.

План занятия

1. Мотивация «Сломанный телефончик» (7-10 мин.)

2. Работа над понятием «компетенция»: составление ассоциативного ряда, формулирование определения, сравнение полученного определения со словарным, уточнение определения (до 15 мин.)

3. Работа с таблицей «Ключевые компетенции» (до 20 мин.)

4. Презентация результатов работы групп. Групповое обсуждение (до 20-25 мин.).

5. Рефлексия (10 мин.).

Ход занятия

1. Мотивация «Сломанный телефончик» (7-10 мин.).

Тренер предлагает всем встать в круг. Напоминает условия детской игры «Сломанный телефончик». По кругу передается словосочетание «компетентностный подход». Тренер просит последнего в цепочке передачи информации произнести услышанное слово или словосочетание вслух. После этого просит всех подумать, для чего (с какой целью) было проделано это упражнение, какое отношение оно имеет к предстоящему обсуждению?

Варианты ответов:

- Игра является иллюстрацией того, каким образом искажается смысл различных нововведений, понятий, которые появляются, например, в современном образовании.

- Это мотивационное упражнение.

- Упражнение заставляет задуматься о правильности использования терминологии.

Составляется визитная карточка семьи. Перед заданием даю вопросы: выберите себе семью(варианты написаны на доске):

2. Работа над понятием «компетенция»: составление ассоциативного ряда, формулирование определения, сравнение полученного определения со словарным, уточнение определения (до 15 мин.).

Работа над понятием «компетенция» начинается с составления ассоциативного ряда. Тренер просит называть слова, которые приходят на ум участникам семинара при упоминании слова «компетенция». После того, как все варианты исчерпаны, тренер предлагает объединить в списке родственные ассоциации (если они есть).

Затем, объединив участников в малые группы по предметным сферам (начальная школа; психологи, соц.педагоги, воспитатели; математики, физики; литераторы, иностранные языки, история, география; физкультура, ОБЖ, ), предлагает выполнить задание: пользуясь словами из списка (и не только) сформулировать свое определение компетенции (применительно к сфере образования). Определения нужно написать на листах формата А-4 и вывесить на доске.

Каждый участник семинара получает по одному клейкому стик-маркеру и, познакомившись со всеми определениями, имеет право «проголосовать» за самое лучшее определение, кроме своего. Тренер предлагает подумать, почему данное определение набрало больше всего голосов.

Для сравнения предлагается поработать со словарным и нормативным определением «компетенции». Тренер задает вопрос группам: «есть ли желание уточнить свои определения?».

3. Работа с таблицей «Ключевые компетенции» (до 20 мин.)

Тренер сообщает, что у разных авторов есть разные подходы к классификации ключевых компетенций. Некоторые выделяют познавательную, досуговую, организационную, рефлексивную и другие виды компетенций, связанные с различной деятельностью человека. Предлагается не углубляться в классификации, которых множество, а остановить свое внимание на трех, повторяющихся у разных авторов.

Тренер просит участников попытаться определить в самом общем виде, что мы будем иметь в виду под той или иной компетенцией.

Задание группам: заполнить вторую графу таблицы «Ключевые компетенции» (каждая группа заполняет только одну ячейку).

Задание на представление результатов: заполнить пустоты в ячейках и дополнить ответ группы.

Затем тренер предлагает продумать и предложить, как могут быть сформированы названные компетенции у учащихся через ту деятельность, которую осуществляет учитель (как предметник, воспитатель и т.д.). Формы работы и способы деятельности (не менее четырех) нужно будет показать с использованием пантомимы (сценки без слов).

4. Презентация результатов работы групп. Групповое обсуждение (до 20-25 мин.).

Группы поочередно представляют свои сценки.

Задание всем группам:

- догадаться, какие виды деятельности предлагают использовать члены этой группы;

- на формирование каких компетенций эти виды деятельности будут направлены (подкрепите свои догадки ссылками на конкретные фрагменты инсценировок).

Можно попросить вписать предложения групп в третью колонку таблицы.

5. Рефлексия (10 мин.).

Как вы считаете, насколько необходим компетентностный подход современной школе?

Вернуть к целям занятия. Что удалось сделать? Что не удалось?

Обсуждение последействия занятия.

Понятие компетенции

Компетенция (от лат. сompeteo—добиваюсь, соответствую, подхожу) может быть рассмотрена в нескольких аспектах:

1. как круг полномочий какого-либо органа или должностного лица, представленный законом, актом и т.д.;

2. как знания, опыт, умения по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён.

В соответствии с определением, данным Федеральной концепцией модернизации российского образования до 2010г., ключевая компетенция — это система универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Таблица в центре окна
Ключевые компетенции В чем они проявляются? Как могут быть сформированы?
Информационная
Социальная
Коммуникативная
Используются технологии uCoz