Цель: сформировать понятие об орфоэпии и орфоэпической норме; показать взаимосвязь орфоэпии и лексики.
1. Овладение навыками работы с учебной информацией по теме «Орфоэпия».
2. Формирование навыков работы в группе.
3. Совершенствование навыков правильного произношения слов.
1. Организационный момент.
2. Конкурс капитанов. Лингвистическая разминка
- Что изучает фонетика?
- Чем отличается звук от буквы?
- Что изучает лексика?
- Что такое лексическое значение?
3. Чтение стихотворения Ю. Тимянского «Рассказ школьного портфеля».
4. Беседа. - За что у ребёнка отняли имя?
- Зачем надо говорить правильно?
- Что такое хорошие манеры?
- Какой раздел науки о языке помогает овладеть «хорошими манерами»?
5. Объявление темы и целей урока
6. Работа с учебником (самостоятельно)
- Параграф 61, стр. 121
- Продолжите предложения:
- Орфоэпия – это…
- Произносительная норма – это…
7. Найти в тексте стихотворения Ю. Тимянского ошибки и записать правильный ответ
- Сделать вывод о роли ударения в словах
8. Сделать рисунки к словам « стрелки, гвоздики», поставить ударение, объяснить лексическое значение слов.
9. Продолжить предложение:
10. Чтение стихотворения – шутки В. Громова « Мой дядя выяснял лет сорок…»
Беседа.- Как должен поступить человек в подобной ситуации?
- Кто ему может в этом помочь?
11. Сообщение ученика об орфоэпическом словаре (по плану упр. № 366).
12. Работа в группах с орфоэпическим словарём. Творог – творог?
Физпауза
13. Загадки (определение лексического значения и ударения в словах « арбуз, фарфор, каталог, алфавит, ирис).
14. Лингвистическая справка о месте ударения в словах разных языков (учитель).
15. Записать словосочетания и предложения, поставить ударение:
- плачу от боли – плачу добром;
- длинная дорога – Родина мне дорога;
- солнце село – большое село
16. Решить лингвистическую задачу
Сколько слов здесь написано? Составить с ними словосочетания и записать их.
17. Дать определение орфоэпии. Выполнить упр. .№ 310 (при затруднении обратитесь к словарю «Говори правильно», стр. 286 вашего учебника)
18. Подведение итогов. Оценивание работы в группах.