Перед каждым учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:
• как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
• как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.
• «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.
Особенно это актуально для нашей школы, в микрорайоне которой находится детский дом, а социальный статус родителей учащихся ниже, чем в городе. От года в год увеличивается число детей с нарушением психического состояния, в каждом классе есть дети, обучение которых должно проводиться по программам 7 вида. Поэтому в целях обеспечения ситуации успеха для каждого ученика я использовала индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках.
1. Создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;
2. Создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета)
3. Отбор технологий обучения, обеспечивающих дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.- отбор содержания материала (разным группам ребят предлагаю для усвоения разные учебные сведения: 1 уровень – обязательный для всех минимум ГОС; 2 уровень* - дополняет первый и предназначен слабым для ознакомления, а сильными интересующимся физикой – для овладения; 3 уровень** - адресуется только сильным, усвоение его осуществляется на дополнительных занятиях (индивидуальные консультации, элективные курсы, факультативы)
Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка.
уровни | показатели | |
---|---|---|
Первый - репродуктивный (удовлетворительно)
• Запоминание; • Воспроизведение. |
• показывать, (опознавать); • называть; • распознавать; • узнавать; • давать определения; • пересказывать и т. д. | |
Второй – практический (хорошо)
• применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы); • выполнение действий с четко обозначенными правилами. |
• измерять; • объяснять; • составлять по готовой схеме; • соотносить; • характеризовать; • сравнивать; • соблюдать правила и т.п. | |
Третий – творческий (отлично)
• применение знаний в незнакомой ситуации; • выполнение творческих заданий. |
• составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос; • высказывать суждения; • анализировать информацию; • выделять существенные признаки; • устанавливать логические связки; • делать выводы; • приводить и обосновывать собственные примеры и оценки; • осуществлять поиск необходимой информации и т. п. | |
- организация разных видов деятельности (теоретики – объясняют явления, экспериментаторы – ставят опыты, инженеры, конструкторы – проектируют и конструируют, библиотекари – изучают литературные источники, подбирают литературу; биологи, физики, географы – рассматривают изучаемое явление со своей точки зрения…)
- выполнение работ разной степени сложности – индивидуализированные задания, соответствующие особенностям конкретного ученика
Фрагменты-задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, что соответствует оценке «удовлетворительно». Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. задания такого уровня включают в себя вопросы: кто, что, где, когда? Кроме того, предусматривается описание, пересказ, формулировка теоремы или понятия, работа с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов.
Фрагменты-задания компетентного уровня (компетентный, то есть знающий, сведущий в определенной области) должны быть направлены на развитие у школьников умения обобщать, распознавать, применять, осуществлять... Их выполнение соответствует оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составления опорного конспекта и так далее.
Фрагменты-задания творческого уровня должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Их выполнение соответствует оценке «отлично». Это могут быть задания: сравнить; систематизировать; решить разными способами; найти логическую ошибку; объяснить причину; обосновать свое отношение; доказать, почему, действительно ли…; перечислить преимущества или недостатки; привести аргументы или контраргументы; составить проверочный тест по теме; написать и защитить реферат по проблеме; подготовить и провести беседу или лекцию и так далее.
• организация работы учащихся в «своем темпе», обусловленном личной подготовкой, способностями и умениями заниматься (например, решение задач в своем темпе из списка, данного на урок)
• разные формы уроков (урок – ролевая игра, урок – конференция, урок – семинар, лекция, практикум)
• применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивных методов обучения (именно данные методы способствуют формированию таких базовых компетентностей учащихся как сомообразование, самоорганизация, коммуникативная, информационная компетентность)
• в целях реализации технологии уровневой дифференциации я проводила контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет осуществляла с помощью сводной таблицы.
• разработана рабочая программа по предмету, в которой обозначены актуальность курса, структура программы, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и параметры оценки, условия реализации, УМК, тематическое планирование, отражен НРК.
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он усвоит учебный материал (самооценка собственных возможностей). Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желал изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном, то он имел такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации я учитывала не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы. Данный подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, решать проблему успеваемости.