1.Фаза вызова
Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Что означает «уметь общаться?»
- Для чего нужен процесс общения?
- От чего зависит результат общения?
2. Фаза осмысления
- Работа с понятием – общение
- Виды общения
- Работа в группе – ранжирование
- Педагогическое общение
Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.
Стиль педагогического общения
Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей учителя;
- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
- творческая индивидуальность педагога;
- особенности ученического коллектива.
Стили общения – мозговой штурм
Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика.
- Авторитарный
- Попустительский
- Демократический
- Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.
- Общение-дистанция
- Общение – устрашение
- Заигрывание
Работа в группе.
Значение индивидуального стиля общения;
Работа в группе;
3. Тренинг
Упражнение 1
О каких особенностях влияния учителей на учащихся могут говорить родителям следующие высказывания детей:
— А меня сегодня заставили переписать заново, и учительница сказала, что получилось лучше. Посмотри, правда, лучше?
— А у нас сегодня дроби объясняли. Хочешь покажу?
— Мам, а что такое потроха? Учительница сказала, что в следующий раз вышвырнет Петю из класса вместе с потрохами.
— Левка улыбнулся на уроке, а учитель выгнал его из класса, сказал: «Улыбаться будешь в коридоре!» А за что? Не разобравшись, и сразу выгонять?
— У нас на уроке химией никто не занимается, но все сидят тихо, учат другие уроки. Учительница видит это, но молчит, ей нравится тишина.
— Мам, а разве учитель имеет право проверять портфели без разрешения хозяина, чтобы узнать, кто и что в них носит?
1. Оцените информацию каждого высказывания детей. Какие из этих высказываний вызовут тревогу, настороженность родителей? Почему?
2. Какая реакция родителей на каждое высказывание будет наиболее педагогически правильной? А какая реакция возможна?
3. Как бы вы беседовали с каждым из учителей, если бы, будучи классным руководителем или руководителем педагогического коллектива школы, получили такую информацию от родителей своих учеников?
Упражнение 2
Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.
1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.
2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней.
3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить.
4. На перемене старшеклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником.
4. Фаза рефлексии
Продолжите фразу: «Из всех стилей педагогического общения я выделяю …….», «Я постараюсь учитывать следующие ошибки в организации общения с детьми…….»