ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Презентация. Теория и практика педагогического общения. Автор, зам.директора по УР Дурнева С.Б.

План

1.Фаза вызова

Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

- Что означает «уметь общаться?»

- Для чего нужен процесс общения?

- От чего зависит результат общения?

2. Фаза осмысления

- Работа с понятием – общение

- Виды общения

- Работа в группе – ранжирование

Работа в группе. (фото)

- Педагогическое общение

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение – целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Стиль педагогического общения

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей учителя;

- сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

- творческая индивидуальность педагога;

- особенности ученического коллектива.

Стили общения – мозговой штурм

Стили педагогического общения. Их виды и психологическая характеристика.

- Авторитарный

- Попустительский

- Демократический

- Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

- Общение-дистанция

- Общение – устрашение

- Заигрывание

Работа в группе.

Определите позиции общающихся сторон за столом

Значение индивидуального стиля общения;

Работа в группе;

Модели общения педагога.

3. Тренинг

Упражнение 1

О каких особенностях влияния учителей на учащихся могут говорить родителям следующие высказывания детей:

— А меня сегодня заставили переписать заново, и учительница сказала, что получилось лучше. Посмотри, правда, лучше?

— А у нас сегодня дроби объясняли. Хочешь покажу?

— Мам, а что такое потроха? Учительница сказала, что в следующий раз вышвырнет Петю из класса вместе с потрохами.

— Левка улыбнулся на уроке, а учитель выгнал его из класса, сказал: «Улыбаться будешь в коридоре!» А за что? Не разобравшись, и сразу выгонять?

— У нас на уроке химией никто не занимается, но все сидят тихо, учат другие уроки. Учительница видит это, но молчит, ей нравится тишина.

— Мам, а разве учитель имеет право проверять портфели без разрешения хозяина, чтобы узнать, кто и что в них носит?

1. Оцените информацию каждого высказывания детей. Какие из этих высказываний вызовут тревогу, настороженность родителей? Почему?

2. Какая реакция родителей на каждое высказывание будет наиболее педагогически правильной? А какая реакция возможна?

3. Как бы вы беседовали с каждым из учителей, если бы, будучи классным руководителем или руководителем педагогического коллектива школы, получили такую информацию от родителей своих учеников?

Упражнение 2

Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.

1. Представьте, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.

2. На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней.

3. Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить.

4. На перемене старшеклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником.

4. Фаза рефлексии

Продолжите фразу: «Из всех стилей педагогического общения я выделяю …….», «Я постараюсь учитывать следующие ошибки в организации общения с детьми…….»

5. Рекомендации