Раньше считалось, что зрение портится, если много смотреть телевизор и читать в темноте и движущемся транспорте. Теперь добавился еще один вредный фактор - компьютер.
Что такое? В 1998 году американские медики из ассоциации оптометристов (тех, кто отвечает за проверку остроты зрения) ввели в обиход новый термин Компьютерный Зрительный Синдром (Сomputer Vision Syndrome, CVS) и подробно его описали. CVS - специфическое нарушения зрения у людей, проводящих много времени перед экраном компьютера.
Как распознать? Все симптомы CVS условно можно условно разделить на две группы. Первая "зрительная" связана с ухудшением зрения, вторая "глазная" - с неприятными ощущения в глазах.
"Зрительные" признаки:
ухудшилось зрение;
замедлилась перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации); двоится в глазах;
появилась быстрая утомляемость при чтении.
Кроме того, при CVS возникает зрительный эффект Мак-Калаха. Если вы перевести взгляд с экрана на черный или белый предмет, он "окрашивается" в цвет, который доминировал на экране.
"Глазные" признаки:
чувство жжения в глазах; "песок" под веками;
боли в области глазниц и лба;
боли при движении глаз;
покраснение глаз.
Большинство постоянных пользователей PC начинают жаловаться на здоровье через 4 часа и практически все - через 6 часов работы за экраном. Меньшую нагрузку на зрение оказывает считывание информации с экрана дисплея, большую - ее ввод. А самое сильное утомление вызывает работа в диалоговом режиме и компьютерная графика.
Причины Все дело в том, что человеческое зрение не приспособлено к работе с компьютерным изображением, потому что картинка на экране сильно отличается от естественных объектов. Кто бы сомневался. Экран светится, изображение недостаточно контрастное, не имеет четких границ и вообще состоит из отдельных точек, к тому же мелькающих. При этом особенно вредны для зрения блики на экране монитора, неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета. Кроме того, глаза быстрее устают, когда приходится постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру или бумажный лист. Врачи долго искали доказательства того, что компьютер повреждает глаз, но так и не нашли. Ни катаракту, ни глаукому он не вызывает. Единственное изменение, которое может произойти - развиться или усилиться близорукость.
Что делать? Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, правильному расположению монитора и обязательным перерывам во время работы. Но можно пойти и по другому пути. Например, купить "правильный" монитор. Сейчас уже созданы суперсовременные мониторы с высоким разрешением, то есть увеличенным числом строк, повышается до 100 Гц и более частота смены кадров, подбираются светящиеся краски, дающие более высокий контраст. Наконец, электроннолучевые трубки заменяются жидкокристаллическими матрицами. Из них особенно эргономичны экраны с так называемой активной матрицей, применяемые, например, в портативных компьютерах типа Notebook.
Компьютерные очки Помочь пострадавшим от CVS можно с помощью специальных компьютерных очков. Сейчас во многих оптиках предлагают специальные очки с линзами, в которых зона ясного видения соответствует перемещению взора при работе с дисплеем. Важна еще и специальная краска очковых линз. Несколько лет назад Институтом биохимической физики РАН совместно с Московским Институтом глазных болезней им. Гельмгольца были разработаны цветовые покрытия, дающие значительное повышение контраста изображения. Применение очков с такими покрытиями у активных пользователей РС значительно уменьшило зрительное утомление и улучшило фокусировку по сравнению с обычными очками.
Источник статьи: http://medmedia.ru1. Сядьте поудобнее, свободно откинувшись на спинку стула. В течение одной-двух минут просто подышите медленно и глубоко. Можете даже закрыть глаза, если вам так больше нравится. Посчитайте до трех (пяти), когда делаете вдох, и до пяти (семи), когда выдыхаете. Затрата большего времени на выдох создает мягкий успокаивающий эффект. Представьте, что, когда вы наслаждаетесь этим глубоким, неторопливым дыханием, все неприятности, раздражение, беспокойство постепенно улетучиваются.
Вам хочется потянуться? Не сдерживайте это естественное желание. Потянитесь с наслаждением, отведя согнутые руки в стороны, стараясь соединить лопатки.
Положив на затылок ладони, сначала наклоните голову вперед, помогая этому движению, затем — назад, оказывая ладонями сопротивление. Соедините пальцы в замок и вытяните руки максимально вперед, вывернув кисти.
2. Попробуйте шиацу — метод, который позволяет задействовать резервные силы организма и может быть рекомендован всем, вне зависимости от возраста и уровня артериального давления. Положите руки на заднюю поверхность шеи, надавите подушечками средних пальцев в области подзатылочной ямки. Сосчитайте до пяти и отпустите.
Затем с помощью трех пальцев обеих рук надавите на точки, расположенные на шее вдоль позвоночника и на висках. Эти несложные приемы, повторяемые по два-три раза каждый, помогут вам за считанные минуты восстановить внимание и трудоспособность.
3. Теперь займемся глазами, особенно, если большую часть своего рабочего времени вы проводите за компьютером, за чтением или письмом. Во-первых, не забывайте почаще давать глазам возможность отдохнуть. Переведите взгляд вдаль, посмотрите в окно, на зелень деревьев, на небо, «выйдите» на мгновение под холодный дождик или в снежную вьюгу.
Нет такой возможности? Очень жаль. Перед вами целый день белая стена и экран монитора, нет ничего, что бы отвлекало и радовало глаз. Возьмите на себя смелость нарушить тоскливое однообразие черно-белой графики. Украсьте свое рабочее место комнатным растением. Очень эффектно смотрятся цветочные композиции или миниатюрные японские деревья бонсай. Повесьте перед собой красочный календарь, пейзаж и т. п., современная полиграфия позволяет достичь глубины и естественности изображения.
Чаще, как можно чаще моргайте глазами, эта элементарная мера позволит глазам отдохнуть без «отрыва от производства». Крепко зажмурьте глаза на 3—5 секунд. Откройте. Повторите несколько раз.
Потом снова закройте глаза и выполняйте круговые движения глазными яблоками вправо и влево.
Следующее упражнение улучшит кровоснабжение в глазах и расслабит уставшие глазные мышцы. Сидите спокойно, откинувшись на спинку стула (желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света). Закройте глаза и расслабьте веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми пальцами. Почувствуйте, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах. Лицо и тело тоже расслаблены, это даст дополнительный отдых. Посидите так одну-две минуты, потом мягко надавите на закрытые глаза подушечками пальцев в течение десяти секунд два-три раза.
4. А что делать, если устают руки? Гимнастика для рук жизненно необходима всем, кто много пишет, печатает, и т. п., чьи кисти и пальцы находятся в постоянном напряжении. Необходимо при первых признаках утомления рук давать им отдых, регулярно проводить специальную гимнастику и массаж Известно, что пальцы рук теснейшим образом связаны с головным мозгом. Уделив несколько минут в день специальным упражнениям для пальцев, вы сможете существенно повысить свою работоспособность. Начните с расслабляющего упражнения. Опустите руки вниз и несколько раз встряхните кистями так, будто вы пытаетесь сбросить с кончиков пальцев капли воды. Затем хорошенько разотрите каждый палец, особое внимание уделяя суставам. Если у вас совсем уж мало времени, можно ограничиться общим растиранием кистей.
ахватите палец левой руки в области ногтя с боковых сторон, слегка оттяните его, а затем повращайте выпрямленный палец в одну и в другую стороны. Старайтесь вращать именно палец, а не кисть. От мизинца до большого пальца.
Еще упражнение для тренировки подвижности и ловкости кисти: отгибание каждого пальца назад до предела с помощью «вилочки» из указательного и среднего пальцев другой руки. Теперь попробуйте, сложив ладони вместе, максимально отогнуть пальцы назад.
И главное, не забывайте, что вы отдыхаете. Отбросьте все заботы и проблемы. Ваш отдых сейчас самое главное дело на свете. Наслаждайтесь отдыхом! Радуйтесь!
Эффект: расслабление тела, снятие нервного напряжения, восстановление нормального ритма дыхания.
Медленно опустить подбородок на грудь и оставаться в таком положении 5 с. Проделать 5-10 раз. Откинуться на спинку кресла, положить руки на бедра, закрыть глаза, расслабиться и посидеть так 10-15 с. Выпрямить спину, теле расслабить, мягко прикрыть глаза. Медленно наклонять голову вперед, назад, вправо, влево. Сидя прямо с опущенными руками, резко напрячь мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабиться, опустить голову, закрыть глаза. Посидеть так 10-15 с. Проделать упражнение 2-4 раза. Сесть удобно, слегка расставив ноги. Руки положить на середину живота. Закрыть глаза и глубоко вздохнуть через нос. Задержать дыхание (насколько возможно). Медленно выдохнуть через рот (полностью). Проделать упражнение 4 раза (если не возникнет головокружение). Упражнения для глаз.
Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться. Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.
Моргать в течении 1-2 мин. с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз. В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться . В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз. Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин. Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.
Помассировать лицо, чтобы снять напряжение лицевых мышц. Надавливая пальцами на затылок в течении 10 с делать вращательные движения вправо, затем влово. Эффект: расслабление мышц шее и лица. Закрыть глаза и сделать глубокий вдох. На выдохе медленно опустить подбородок, расслабить шею и плечи. Снова глубокий вдох, медленное круговое движение головой влево и выдох. Проделать 3 раза влево, затем 3 раза вправо. Эффект: расслабление мышц головы, шеи и плечевого пояса.
В положении сидя или стоя расположить руки перед лицом. Ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрячь ладони и запястья. Собрать пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим (начинать с мизинцев). Большие пальцы окажутся сверху. Сильно сжатые кулаки повернуть так, чтобы они "посмотрели" друг на друга. Движение - только в запястьях, локти не подвижны. Разжать кулаки, расслабить кисти. Проделать упражнение еще несколько раз. Эффект: снятие напряжения в кистях и запястьях. В положении сидя или стоя опустить руки вдоль тела. Расслабить их. Сделать глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10-15 с слегка потрясти руками. Проделать так несколько раз. Эффект: избавление от усталости рук. Сцепить пальцы, соединить ладони и приподнять локти. Поворачивать кисти то пальцами внутрь (к груди), то наружу. Проделать несколько раз, затем опустить руки и потрясти расслабленными кистями. Пощелкать пальцами обеих рук, перемещая большой палец поочередно на все другие пальцы. Широко расставить пальцы на напрячь кисти на 5-7 с, затем сильно сжать пальцы в кулаки на 5-7 с, после чего разжать кулаки и потрясти расслабленными кистями. Проделать упражнение несколько раз. Упражнения для туловища.
Эффект: расслабление мышц, распрямление позвоночника, улучшение кровообращения.
Встать прямо, слегка расставить ноги. Поднять руки вверх, подняться на носки и потянуться. Опуститься, руки вдоль туловища, расслабиться. Проделать 3-5 раз. Поднять плечи как можно выше и плавно отвести их назад, затем медленно выставить вперед. Проделать 15 раз. Стоя нагнуться, приложить ладони к ногам позади колен. Втянуть живот и напрячь спину на 5-6 с. Выпрямиться и расслабиться. Проделать упражнение 3-5 раз. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Развести руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше повернуть туловище вправо, затем влево. Проделать так 10-20 раз. Ноги на ширине плеч, слегка расслаблены и согнуты в коленях. Делая глубокий вдох, расслабиться. На выдохе поднять руки вверх, тянуть их к потолку. Ощутить напряжение в мышцах пальцев рук, плеч, спины и снова - глубокий вдох. На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед носками туфель. Опустить голову, расслабиться. Вдох - и на выдохе выпрямиться. Проделать упражнение 3 раза.
Источник: Шумилин В.К., Пособие по безопасной работе на персональных компьютерах, НЦ ЭНАС, 2006.
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Все вышеперечисленные недуги безусловно отразятся и на Вашем психическом состоянии. Однако сейчас речь пойдет о том влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.
Прежде всего необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в Интернете (сбором информации и т.п.). Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в Интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает" Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
Собственно все эти симптомы вы встретите у людей с любой другой зависимостью, будь то алкоголь, наркотики или работа. Со временем, если не предпринять никаких мер, состояние зависимых усугубляется, превращаясь в манию. Испытывая эйфорию за компьютером, они одновременно культивируют в себе неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей, потерю внутренних ориентиров, наплевательское отношение к близким. Кстати сказать, огромное заблуждение многих людей, живущих с пьющими или интернетозависимыми родственниками, в том, что вышеперечисленные качества они воспринимают на свой личный счет, пытаясь призвать "зависимого" человека к этическим нормам. Но, еще раз повторюсь, это заблуждение. Эти люди больны, и болезнь их ведет к глубоким изменениям личности, появлению новых, довольно неприятных, черт характера.
Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, "невооруженным глазом" (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Источник: www.comp-doctor.ru
Компьютер - это хорошо. Я в этом совершенно убеждена. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам мне не кажется разумным. Окружающая нас техника вообще окружена огромным количеством страшилок. Говорят о некоей непоправимой вредности остающихся в разогретой в микроволновой печи блюдах или о зомбировании 25-м кадром с телеэкрана. Но мало что может конкурировать по количеству находимого вреда с компьютером. Особенно, если речь идет о том, чтобы посадить за компьютер ребенка. Итак, чем же нас пугают заботливые доброжелатели?
Увлечение компьютером приводит к зависимости. Когда речь идет о компьютерной зависимости, то предлагают сравнение с гипотетической ситуацией, когда у человека вообще никаких проблем нет. Вместо компьютера он предается здоровому образу жизни, полезен для общества и семьи, чему в данный момент препятствует лишь эта самая железка. В отношении взрослых это, в лучшем случае, мечты, в худшем - явное передергивание. Вариантов занятий, одинаково далеких как от воплощений мечты жены об идеальном муже, так и от игры за компьютером, каждая жена сама может вспомнить сколько угодно.
В отношении детей это тоже передергивание. Замена настоящей жизни ненастоящей возникает не оттого, что доступна возможность спрятаться, а оттого, что такое желание возникает. И если вместо компьютера произойдет погружение в мир сериалов или мультсериалов, то винить можно телевизор, если в ход пойдут алкоголь и наркотики - среду и друзей, а если он уйдет в чтение, позабыв о том, что есть и еще что-то в жизни... Наверное, тоже виноватых можно найти. Или решить, что такой уход от реальности хорош, и его можно только приветствовать?
Не надо бояться зависимости, и потому прятать все, чем можно увлечься. Надо показать, что в жизни, помимо компьютера, есть множество других, не менее интересных вещей. Конечно, если человек сам в этом не уверен, то вряд ли он кого-то убедит. Только не надо это списывать на невинную железку и пытаться лишить ребенка того, чего взрослый себе ограничить не в силах.
Компьютер вреден для здоровья ? Это - предположения. Конечно, если вы принесли с предыдущей работы старый монитор с помутневшим экраном, и видеокарточке вашей исполнилось недавно 10 лет, то ребенка за такой компьютер сажать не стоит. Но мы предполагаем, что себя и своих детей вы все-таки любите. Эксперименты с современной техникой не показали, что они плохо влияют на здоровье, спекуляции же по поводу экспериментов на мышах, которые подвергались ДРУГИМ дозам ДРУГОГО излучения, серьезного рассмотрения не достойны.
Лучше позаботьтесь о выполнении правил - настройте комфортную яркость монитора и частоту обновления экрана, поставьте удобное кресло, не забудьте про грамотное освещение. Следите за своевременным проветриванием, расстоянием от монитора до глаз, четкостью изображения.
Родители сажают ребенка за компьютер, и не занимаются им Хотела бы я посмотреть на того родителя, который оставит ребенка трех лет за незнакомой игрой в одиночестве. Точнее, хотела бы я посмотреть на того ребенка, которому не надо будет объяснять задания, комментировать происходящее и просто сочувственно смотреть
С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.
Компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.
Только не надо забывать, что компьютер - лишь один из доступных нам инструментов, пребывание за ним - лишь одна из многочисленных возможностей занять наше время, и не надо ограничиваться им одним.
Источник http://detochka.ru
Компьютерные классы должны иметь искусственное и естественное освещение.
Естественное освещение должно осуществляться через окна, ориентированные преимущественно на север и северо-восток. Рабочие места с ПК по отношению к окнам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Искусственное освещение в помещениях должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов). Освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300 - 500 лк. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.
Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ. При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализовано над рабочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору.
Местное освещение не должно создавать блики на поверхности экрана или увеличивать освещенность экрана больше нормы (более 300 лк). Недопустим яркий нерассеянный верхний свет (с потолка). Сдерживать поток избыточного света от окон следует с помощью жалюзи (или тканевых штор).
Следует также избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства. Ни в коем случае не следует работать с компьютером в темном или полутемном помещении. Экран монитора должен быть абсолютно чистым; если вы работаете в очках, они тоже должны быть абсолютно чистыми. Протирайте экран монитора (лучше специальными салфетками и/или жидкостью для протирки мониторов) минимум раз в неделю, следите за кристальной прозрачностью очков каждый день. Если в зону видимости попадает окно, то глаз будет настраиваться на яркость окна, а не монитора (т.е. на большую яркость) и усталость глаз повысится.
Площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных и дошкольных учреждениях должна быть не менее 6,0 кв.м, а объем - не менее 24,0 куб.м. Размещение классов во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается. Оптимальная температура - 19-21 0С, относительная влажность воздуха 62-55 %. Недопустимы резкие перепады температуры и влажность воздуха более 75%. При недостаточной влажности необходимо использовать специальные увлажнители воздуха (или открытые широкие сосуды с водой). В помещении с ПК необходимо каждый день проводить влажную уборку. Не допустима запыленность воздуха, пола, рабочей поверхности стола и техники. Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией, а так же обеспылевателями, устройствами, снижающими содержание в воздухе патогенной (болезнетворной) микрофлоры (стафилококк, вирусы) и обеспечивающими нормальный аэроионный режим. Расчет воздухообмена следует проводить по теплоизбыткам от машин, людей, солнечной радиации и искусственного освещения.
Образующиеся в помещении положительно заряженные ионы очень вредны для здоровья, вызывают быстрое утомление, головную боль, учащение пульса и дыхания (из-за недостаточного поступления кислорода в кровь). Специальные устройства - аэроионизаторы - нормализуют аэроионный режим, увеличивая концентрацию легких отрицательно заряженных ионов (воздух становиться живительным, как в горах или на море). Перед включение ионизатора воздух следует очистить от пыли и аэрозолей. В больших помещения используют аэроионизаторы типа люстры Чижевского, в небольшой комнате (15-20 м2) достаточно установить переносной аэроионизатор (некоторые модифицированные аппараты позволяют и очищать, и ионизировать воздух).
Учебные кабинеты вычислительной техники должны иметь смежное помещение - лаборантскую, площадью не менее 18.0 кв.м, с двумя входами.
В дошкольных и всех учебных учреждениях, включая вузы, запрещается для отделки внутреннего интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ применять полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок. Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.
Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м. Рекомендуется установить защитную перегородку для снижения воздействия электромагнитного излучения от задней части другого монитора (особенно выпущенных до 1997 г.). Недопустимо устраивать рабочие места близко друг к другу. Так как основное излучение от монитора направлено назад и в стороны, то оптимальным расположением компьютеров в классе будет расположение по периметру. Между стеной и компьютерами необходимо оставить технический проход.
Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.
Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.
Подключать ПК и другую технику к электросети необходимо только через заземленную розетку, расположенную в доступном месте.
При отсутствии заземления следует подключать оборудование через специальное согласующее устройство - нейтрализатор электрического поля (НЭП).
Необходимо использовать стабилизированное электропитание ПК и питающие электрические кабели с сечением, соответствующим передаваемой мощности.
Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).
Передняя стена оборудуется классной доской для фломастеров, использование мела в классе крайне нежелательно. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.
На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы. Для экспозиции книг и материалов кабинет должен оснащаться съемными стендами. В оформлении стендов могут использоваться разные шрифты: печатный и рукописный, арабский и готический. Заголовки и подзаголовки должны быть выполнены в одном стиле.
На одной из стен наряду со стендами должна быть размещена "Инструкция по технике безопасности при работе на ПЭВМ"