Важнейшим условием профилактики аллергии является правильное физическое воспитание ребенка, особенно в семьях, где есть аллергические заболевания. Вырастить сына или дочь здоровыми, жизнерадостными совсем не просто. Для этого надо многое знать и уметь, в частности иметь представление о правильном физическом воспитании ребенка, которое подразумевает развитие и совершенствование необходимых ему физических и психических качеств.
Основным принципом физического воспитания в семье должна стать его оздоровительная направленность. Крепкий, полноценно развивающийся ребенок меньше болеет, а заболев, быстрее выздоравливает. Чтобы малыш рос здоровым, за ним необходим тщательный уход. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок правильно питался, соблюдал режим дня и гигиену
Для него не менее важна достаточная двигательная активность. Чем больше движений совершает малыш, тем лучше у него развивается кора головного мозга. В формировании движений существенная роль принадлежит развитию нервной системы. Большое значение имеют и внешние раздражения, воздействующие на зрение, слух и побуждающие маленького ребенка к тому или иному действию. Сначала он учится брать и удерживает предмет, затем переворачиваться на живот, еще позже ползать, садиться и вставать. Обычно к году ребенок начинает самостоятельно ходить.
Нормальный двигательный режим нужен не только маленькому ребенку, не менее важен он и для школьника. В последние годы из-за высокой учебной нагрузки отмечается дефицит движений в режиме дня школьника, что приводит к появлению гиподинамии, которая отрицательно сказывается на деятельности многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной, снижает работоспособность: в результате ослабевают внимание, память, нарушается координация движений.
Лучшее средство повышения работоспособности - это физические упражнения. Признание великого французского мыслителя и писателя Ж.-Ж. Руссо как нельзя лучше иллюстрирует взаимосвязь деятельности мозга с движением. "Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться".
Физкультура как средство профилактики и лечения заболеваний находит все более широкое применение в практике. К средствам физической культуры, используемым при аллергических заболеваниях, относятся специальные общефизические упражнения, подвижные игры, а также закаливание и массаж. Полезно совмещать прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший оздоровительный эффект.
Ходьба на лыжах - наиболее доступный зимой вид спорта, благотворно влияющий на организм ребенка. Во время лыжной прогулки в работу вовлекаются почти все группы мышц. Укрепляются; сердечно-сосудистая и дыхательная системы, опорно-связочный аппарат, улучшаются обменные процессы в организме. Общение с природой успокаивает, создает положительный эмоциональный настрой. Но главное преимущество этого спорта - длительное пребывание ребенка на чистом воздухе, насыщение организма кислородом. К лыжному сезону лучше готовиться с осени. В утреннюю зарядку надо включать упражнения для развития мышц рук и ног, совершать пешие походы, бегать трусцой. Главное условие для начинающих - постепенность в увеличении нагрузки.
В последние годы стал популярен бег трусцой. Это действительно очень полезное упражнение. По легенде еще две с половиной тысячи лет назад на огромной скале в Элладе были высечены слова: "Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай".
Многих привлекает этот спорт, но не все решаются выйти на улицу, в парк. Поэтому психологически легче начинать бегать всей семьей, да и дети чувствуют себя увереннее рядом с родителями. Приобщать детей к бегу можно с 4-6-летнего возраста. Маленький ребенок еще не в состоянии пробежать значительную дистанцию с определенной скоростью. Однообразие быстро утомляет его. Чтобы не отбивать у него охоту к занятиям, специалисты рекомендуют чередовать бег с ходьбой и подвижными играми. Тренировки надо проводить не реже трех раз в неделю. Бегать можно в любое удобное время, лучше утром. За 10-15 минут до занятий полезно выпить стакан свежеприготовленного фруктового сока. Интервал между едой и тренировкой должен быть не менее двух часов. Во время бега можно дышать ртом при температуре воздуха до -15 O С. Наиболее удобная обувь для бега - кроссовки и кеды. Зимой лучше надеть свитер с плотным высоким воротом.
Очень важно следить за самочувствием ребенка, чтобы избежать переутомления. Повышенная сонливость или бессонница - сигнал к тому, что нагрузка для него чрезмерна. Если во время бега появилась одышка или головокружение, занятие надо сразу же прекратить. Прежде чем возобновить тренировки, посоветуйтесь с врачом. После перенесенной болезни легкие пробежки можно возобновить через 10 дней.Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют нормальному развитию грудной клетки, в результате чего повышается вентиляция легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно-сосудистой системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопление газов, усиливает выделение пищеварительных соков, лучше всасываются пищевые вещества, усиливается обмен веществ.
Наш век породил стремление к знаниям. И некоторые родители спешат приобщить к ним совсем маленьких детей, насыщая их чрезмерной информацией. К чему это может привести? К ломке естественного развития нервной системы, раннему ее истощению, к неврастении. И это порой уже непоправимо.
Предупредить болезни помогает правильный режим дня. При составлении режима дня школьников 1-4 классов можно взять за основу режим, разработанный Институтом физиологии детей и подростков АПН.
Естественно, что ни одна схема режима дня не может быть одинаково пригодной для всех детей. Главное правило, которым надо руководствоваться при составлении режима дня,- это разумное чередование умственных и физических нагрузок с отдыхом, рациональное питание, прогулки и игры на свежем воздухе.
3.4 Работа Организации осуществляется на основе планирования и текущих дел.
Подъем - 7.00
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели - 7.00-7.20
Утренний завтрак - 7.20-7.40
Дорога в школу - 7.40-8.15
Занятия в школе - 8.20-13.40
Горячий завтрак в школе - Около 11 ч.
Дорога из школы - 13.40-14.00
Обед - 14.10-14.30
Послеобеденный отдых или сон - 14.30-15.30
Прогулка на свежем воздухе - 15.30-16.30
Полдник - 16.30 - 16.45
Приготовление домашних заданий - 16.45-18.00
Прогулки на свежем воздухе - 18.00-19.00
Ужин и свободные занятия (чтение, ручной труд, помощь семье и пр.) - 19.00-21.00
Приготовление ко сну (чистка одежды, обуви, умывание) - 21.00-21.30
Сон - 21.30-7.00