Обобщение опыта. Урок Кулаковой Т.М.

В условиях модернизации российского образования происходит поиск новых ценностей различных, которые смогли бы стать основой современной педагогики и обеспечить создание условий для выполнения постоянно меняющегося социального заказа. Нашим государством востребован новый тип человека-человека гражданина, поэтому запрос общества направлен на общественно-активную личность, способную соотносить свой выбор с выбором государства и общества в целом.

Поэтому образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие личности посредством воспитания и образования.

Личностно-ориентированный подход позволяет не только успешно решать образовательные задачи, но и создать условия, при которых из стен школы выходил бы молодой человек, готовый к жизни в социуме. Предметы обществоведческого цикла помогают вооружить человека знанием исторического опыта, что позволяют ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствующие формированию активной гражданской позиции.

В качестве базовых понятий выступают такие понятия, как компетенция и компетентность. Содержание курсов опирается на работу с различными носителями информации - исторические документы, воспоминания, мемуары, дополнительная литература. Изучение сфер общественной жизни предполагает наличие различных, иногда диаметрально-противоположных точек зрения на одно и то же явление. В этом и состоит особенность социального познания.

На уроках я использую различные варианты.

Урок обществознания

Тема: «Семья, роль супругов в семье»

Цель: закрепить знания учащихся о семье как социальном институте и малой группе; формировать культуру общения между людьми; научить выявлять основные проблемы и тенденции развития семьи в современном обществе.

Я даю домашнее задание (создать семью, распределить функции между членами семьи).

На уроке:

игра и в то же время ребята получают пример социума настоящего, будущего.

- каждая семья представляет себя;

- членов семьи (роль жены, роль мужа);

- бюджет семьи;

- дети;

- вопросы воспитания.

Составляется визитная карточка семьи. Перед заданием даю вопросы: выберите себе семью(варианты написаны на доске):

а) традиционная, полная;

б) неполная;

в) гарем;

г) однополая;

д) гражданский брак;

е) гостевой брак (муж и жена живут в различных городах или странах, дети живут с одним из родителей).

Все учащиеся выбирают полную семью.

Затем даются вопросы:

- для чего создается семья?

- приведите примеры хорошей семьи, плохой семьи (из литературы).

Заносят в таблицу или записывают в виде конспекта.

Этот урок показывает социально-коммуникационную направленность:

- здесь и диалог (жена-муж);

- здесь и групповая работа (семья);

- здесь и цели и планы на будущее;

- здесь и развитие различных качеств личности (высокая нравственность, доброта и т.д.).

Деловая игра

«Выборы в Государственную думу»

I этап

1. Учащиеся делятся на 4 группы, каждая из которых должна представлять собой определенную политическую партию.

2. Каждая группа разрабатывает программу, готовится группа поддержки, пишутся лозунги, листовки.

3. Выбирается лидер в каждой группе, который выступит с защитой своей партийной платформы.

II этап

1. Начинаются дебаты, в которых кандидаты оглашают свои предвыборные программы и отвечают на вопросы.

2. Избиратели отдают свои голоса путем тайного голосования.

Вывод: данная форма учебного занятия позволяет углубить представления учащихся о политической сфере общественной жизни, способствует формированию интереса к общественно-политической жизни. Формирует социальную и коммуникативную компетентность, настраивает на знание социума.?

Здесь проходит информационная, социальная и коммуникативная компетентность.

Проведение деловой игры обеспечивает:

- подробный разбор ситуации;

- развитие умения спорить, отстаивать свое мнение перед оппонентом, который может достойно возразить;

- развитие ораторских способностей;

- формирование у школьников потребности проявлять уважительное отношение, корректность к противоположной стороне, несмотря на конфликтность ситуации.

Вывод: максимально приближенная к реальности ситуация, эмоциональная и действенная вовлеченность в процесс делают усваиваемый материал личностно значимым, и получаемый в ходе игры опыт переходит и в дальнейшую взрослую жизнь.

Также для развития коммуникативной компетентности играют важную роль приемы, использующие обмен мнениями:

- круглый стол;

- заседание экспертных групп;

Большинство современных старшеклассников не интересуются политической жизнью страны, за международными отношениями следят от случая к случаю. Школьники не осознают практической значимости материала, изучаемого на уроке. Учебная игра позволяет не только повысить интерес к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определенной социальной ролью, создаются условия для формирования активной гражданской позиции.

Технология критического мышления.

С помощью этой технологии стараюсь у учащихся вырабатывать свой взгляд на вещи, учу видеть чужое мнение, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения.

Ставлю вопрос и спрашиваю:

- Кто «за»?

- Точку зрения обоснуйте.

Учащиеся приводят аргументы в защиту своей позиции

Отечественная война 1812 г.: совещание в Филях. Кутузов оставляет Москву или защищает Москву? Приведите аргументы «за» и «против».

Итак, формированию названных компетенций способствует использование таких технологий, как

- игровые технологии;

- проектная деятельность;

- технология критического мышления;

- деловая игра

Используются технологии uCoz