Ключевые образовательные компетенции. Технология конструирования.

Презентация Дурневой С.Б.

1. Отличительные черты конца ХХ – начала ХХ1 века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность.

Вопрос о ключевых компетенциях стал предметом обсуждения во всем мире. Особенно актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «… общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

2. Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот вопрос (теоретические основы) рассматривался в 1 полугодии на методических семинарах, заседаниях школьных творческих групп педагогов. Разработаны методические рекомендации по ключевым компетенциям, педагогами скорректированы рабочие программы, в которых обозначены предметные компетенции (поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете – собеседование ); рассмотрено и систематизировано «древо компетенций» на трех уровнях: ключевые, общепредметные, предметные.

Сегодня наша задача систематизировать полученную информацию и представить пути формирования ключевых компетенций на уроках.

3. Я позволю напомнить Вам некоторые теоретические аспекты понятий компетентность/компетенция.

Компетентность

- Интегральная характеристика качеств личности;

- результат подготовки человека для выполнения деятельности в определенных областях.

Компетенция

- Представляет собой открытую систему, включающую взаимодействующие между собой компоненты, которые актуализируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненных проблем, с которыми сталкивается носитель компетенции.

- Готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

- Круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом (в переводе с латинского).

- Готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (доктор пед. наук Герман Селевко)

- Отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере (доктор пед. наук А.В. Хуторской).

4. Компетенции различаются по своей значимости:

1) ключевые компетенции – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

5. На методических семинарах рассмотрены 7 ключевых компетенций. Сегодня мы остановимся только на формировании 3-х компетенций:

1) Информационная компетенция (обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией).

2) Коммуникативная компетенция (включает способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе).

3) Социальная компетенция (освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития; самовыражение личности)

6. Работа в группах: самоанализ/анализ урока – обсуждение открытых уроков; выступление педагогов.

- Характеристика компетенции

- Формирование компетенции учителем

- Формирование компетенции учеником

7. Панорама методических идей

Методическая игра «Компетентность»

9. Аналитическая часть: Модель формирования ключевых компетентностей

Информационная:

- самостоятельность поиска информации

- адекватность выделенных ключевых слов для информационного поиска поставленной задаче

- грамотность и точность составления запроса к информационно-поисковым системам сети Интернет

- избирательное отношение к источникам информации

- грамотность и точность обработки информации

- грамотное использование поисковых возможностей сети Интернет

- соответствие выводов и обобщений содержанию анализируемого вопроса

- полнота информационных источников

- соответствие выводов и обобщений содержанию анализируемого вопроса

- аргументированность, оригинальность предложенных решений

- оформление информационного продукта

- представление информационного продукта

- участие в дискуссии в ходе обсуждения представленного информационного продукта

10. Коммуникативная:

- Умения и навыки общения. Межкультурные коммуникации

- Умения и навыки действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность навыки совместной деятельности

- Навыки телекоммуникационных технологий для решения коммуникативных задач

11. Социальная:

- Способность к саморазвитию;

- Способность к личностному целеполаганию;

- Способность к самоактуализации

Владение гражданской грамотностью;

Владение правовой культурой

Воспитание в себе толерантности;

Воспитание в себеспособности жить с людьми других культур, языков, религий

12. Вершина формирования ключевых компетенций – компетентность выпускника – программа развития и совершенствования ученика с 5 класса, которая может быть представлена четырьмя направлениями:

- человек знающий;

- человек социальный;

- человек культурный;

- человек коммуникативный.

13. Задачи:

Реализация модели по формированию ключевых компетенций

Разработка диагностических материалов по выявлению уровня сформированности ключевых компетенций

Мониторинг по формированию ключевых компетенций

Рефлексия

1. Самая важная мысль педсовета

2. Самая спорная мысль педсовета

3. Новые идеи, возникшие в ходе педсовета

Используются технологии uCoz