Обобщение опыта работы Дурневой С.Б. по теме:

«Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках физики как условие развития личности учащихся»

Перед каждым учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:

• как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;

• как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

• каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

• «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом), определяет личную траекторию своего развития.

Особенно это актуально для нашей школы, в микрорайоне которой находится детский дом, а социальный статус родителей учащихся ниже, чем в городе. От года в год увеличивается число детей с нарушением психического состояния, в каждом классе есть дети, обучение которых должно проводиться по программам 7 вида. Поэтому в целях обеспечения ситуации успеха для каждого ученика я использовала индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. Создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

2. Создание методического инструментария (разноуровневые карточки-задания для изучения теоретического материала, самостоятельной работы, проведения зачета)

3. Отбор технологий обучения, обеспечивающих дифференцированный подход на индивидуальном (субъектном) уровне.

Реализации поставленных задач способствовала следующая работа

- отбор содержания материала (разным группам ребят предлагаю для усвоения разные учебные сведения: 1 уровень – обязательный для всех минимум ГОС; 2 уровень* - дополняет первый и предназначен слабым для ознакомления, а сильными интересующимся физикой – для овладения; 3 уровень** - адресуется только сильным, усвоение его осуществляется на дополнительных занятиях (индивидуальные консультации, элективные курсы, факультативы)

Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся и оценка.

Уровни усвоения Действия учащегося
Уровни усвоения Действия учащегося
уровни показатели
Первый - репродуктивный (удовлетворительно)

• Запоминание;

• Воспроизведение.

• показывать, (опознавать);

• называть;

• распознавать;

• узнавать;

• давать определения;

• пересказывать и т. д.

Второй – практический (хорошо)

• применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);

• выполнение действий с четко обозначенными правилами.

• измерять;

• объяснять;

• составлять по готовой схеме;

• соотносить;

• характеризовать;

• сравнивать;

• соблюдать правила и т.п.

Третий – творческий (отлично)

• применение знаний в незнакомой ситуации;

• выполнение творческих заданий.

• составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;

• высказывать суждения;

• анализировать информацию;

• выделять существенные признаки;

• устанавливать логические связки;

• делать выводы;

• приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;

• осуществлять поиск необходимой информации и т. п.

Используются технологии uCoz

- организация разных видов деятельности (теоретики – объясняют явления, экспериментаторы – ставят опыты, инженеры, конструкторы – проектируют и конструируют, библиотекари – изучают литературные источники, подбирают литературу; биологи, физики, географы – рассматривают изучаемое явление со своей точки зрения…)

- выполнение работ разной степени сложности – индивидуализированные задания, соответствующие особенностям конкретного ученика

Фрагменты-задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, что соответствует оценке «удовлетворительно». Как правило, это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимание. задания такого уровня включают в себя вопросы: кто, что, где, когда? Кроме того, предусматривается описание, пересказ, формулировка теоремы или понятия, работа с картой или справочником, выполнение практических упражнений или опытов.

Фрагменты-задания компетентного уровня (компетентный, то есть знающий, сведущий в определенной области) должны быть направлены на развитие у школьников умения обобщать, распознавать, применять, осуществлять... Их выполнение соответствует оценке «хорошо». Типовыми для данного уровня заданий являются вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? Это и задания, содержащие возможность приведения примеров, составления опорного конспекта и так далее.

Фрагменты-задания творческого уровня должны быть направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала. Их выполнение соответствует оценке «отлично». Это могут быть задания: сравнить; систематизировать; решить разными способами; найти логическую ошибку; объяснить причину; обосновать свое отношение; доказать, почему, действительно ли…; перечислить преимущества или недостатки; привести аргументы или контраргументы; составить проверочный тест по теме; написать и защитить реферат по проблеме; подготовить и провести беседу или лекцию и так далее.

• организация работы учащихся в «своем темпе», обусловленном личной подготовкой, способностями и умениями заниматься (например, решение задач в своем темпе из списка, данного на урок)

• разные формы уроков (урок – ролевая игра, урок – конференция, урок – семинар, лекция, практикум)

• применение информационно-коммуникационных технологий и интерактивных методов обучения (именно данные методы способствуют формированию таких базовых компетентностей учащихся как сомообразование, самоорганизация, коммуникативная, информационная компетентность)

• в целях реализации технологии уровневой дифференциации я проводила контроль и учет знаний каждого учащегося по каждой теме. Такой учет осуществляла с помощью сводной таблицы.

• разработана рабочая программа по предмету, в которой обозначены актуальность курса, структура программы, требования к уровню подготовки учащихся, критерии и параметры оценки, условия реализации, УМК, тематическое планирование, отражен НРК.

При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определить, на каком уровне он усвоит учебный материал (самооценка собственных возможностей). Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Если учащийся желал изучать физику на уровне обязательных требований, а математику на – повышенном, то он имел такую возможность. Это означает, что при уровневой дифференциации я учитывала не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы. Данный подход позволяет своевременно ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, решать проблему успеваемости.