Обобщение опыта работы учителя иностранного языка

Кашеваровой Светланы Алексеевны

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается защита на первую квалификационную категорию в виде портфолио учителя. Считаю, что портфолио даёт объективную информацию о профессиональных достижениях, о реальном качестве работы (презентация)

Структура портфолио содержит следующие разделы:

Цели и задачи педагогической деятельности в межаттестационный период,

направления деятельности, мониторинг качества обученности,

методическую тему,

рабочие материалы,

работы учащихся,

представление педагогического опыта.

Цели и задачи (слайд 3)

Темами моего самообразования в межаттестационный период стали « Тесты на уроке ИЯ как одна из форм оценки уровня образованности учащегося» и «Использование информационно–коммуникативных технологий на уроке иностранного языка как средство реализации базовых компетенций учащихся»

Выбор темы обусловлен произошедшими в последние годы изменениями в практике отечественного образования, которые потребовали в первую очередь новых методов обучения, обеспечивающих:

• активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

• развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных;

• формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;

• приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;

• реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования базовых компетенций учащихся через использование тестов и ИКТ в урочной и неурочной деятельности учащихся В межаттестационный период реализацию поставленной цели осуществляла через решение следующих задач

- реализация стандарта по иностранному языку как необходимого условия формирования базовых компетенций в урочной и во внеурочной деятельности учащихся

- освоение методов и приемов тестовых технологии , ИК технологий и внедрение в педагогическую практику в сочетании с традиционными методами обучения

- развитие собственного уровня творческого потенциала и повышение уровня педагогического мастерства через внедрение и системное использование тестового метода обучения и метода ИКТ

Направления деятельности (слайд4)

В период 2005-2010г. моя профессиональная деятельность включала в себя:

- преподавание немецкого и английского языка в школе в 5-11 классах; -_--

- -участие в работе городского методического объединения учителей иностранных языков.

- участие в работе предметной комиссии муниципального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников .

- участие в городской экспертной комиссии учителей иностранного языка

- Руководство ШМО

- Организацию внеурочной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы, конференции по защите творческих проектов).

Слайд 5. Использовании проектной технологии и тестовых технологий, апробация информационно-коммуникативных технологий и приемов интерактивного обучения, а также сочетание индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы позволило мне создать условия для повышения уровня сформированности учебных компетенций и личностных качеств учащихся с учетом реальных потребностей и интересов всех участников образовательного процесса.

Слайд 6. Результатами педагогической деятельности за данный период считаю следующее:

- успешное освоение программы .

Качество образованности учащихся по иностранному языку с 2007 по 2010гг. представлено на диаграмме №1 Слайд 7.

Результаты промежуточной и рубежной аттестации представлены на следующем слайде. Положительная динамика носит устойчивый характер.

Выбор учащимися экзамена по немецкому языку для итоговой аттестации также является одним из показателей эффективности моей деятельности

(слайд 8).

При анализе результатов аттестационных испытаний в форме защиты творческих и исследовательских проектов экспертные комиссии отмечают, что в работах представлен глубокий теоретический анализ проблемы , выпускниками изучен достаточный объем литературы с привлечением для анализа статей периодической печати и Интернет , выпускники демонстрируют достаточный уровень развития коммуникативных навыков, информационной культуры, проявляют творческие способности. Проекты имеют значимость благодаря своей тематике, как для учащихся , так и для учителя . Например, материалы исследовательского проекта «Проблемы подростков в Германии и России» используются на уроке в 9 классе, материалы творческого проекта «Немецкая живопись» - на уроках в 11 классе.

На слайд 10 сохраняется стабильность результатов учащихся в предметных олимпиадах.

Качественные показатели в городских олимпиадах свидетельствуют о сформированности у учащихся учебно-познавательных, информационных, деятельностно-коммуникативных компетенций с одной стороны, и как показатель профессиональной компетентности педагога, с другой стороны.

Слайд 11

Результаты проектной деятельности учащихся.

В последние три года организована система непрерывной учебно-исследовательской деятельности учащихся:

1. мини-проект по окончании изучения темы,

2. проекты школьной НПК,

3. творческие проекты с представлением на уровне города.

Работы учащихся

При защите творческих проектов учащиеся подтверждают уровень образованности , демонстрируя интеллектуальные, коммуникативные, рефлексивные умения.

Считаю, что учебно-исследовательская деятельность помогает максимально раскрыть возможности ребенка, раскрыть его потенциал.

Мои ученики занимают призовые места в конкурсах городского и регионального уровня:

- Кашеварова Александра - II место в городском конкурсе „Юный переводчик“ , 2007 г.

- Кашеварова Александра - IV место в окружном туре олимпиады по немецкому языку, 2007

- Халемина Светлана и Харлова Ксения – финалисты V Международной олимпиады по основам наук по немецкому языку,2008-2009

В результате выполнения намеченных действий, на основании наблюдения за уровнем обученности учащихся, результатов контрольных работ, рубежной и итоговой аттестации можно констатировать следующее:

Мною созданы условия, необходимые для развития познавательной активности учащихся, формирования компетентностей учащихся в области изучения иностранных языков для реализации творческого потенциала учащегося как субъекта учебной деятельности.

В своей педагогической деятельности использую компетентностный подход как основополагающий в проектной деятельности (целеполагание, рефлексия, умение формулировать проблему, гипотезу и т.д.).

Этому способствует использование метода проектов в ОП, объединяющий различные педагогические технологии - обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение и др..

Опыт последних трех лет показывает, что данный метод позволяет развивать как познавательные, так и творческие способности учащихся, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть и решать проблемы.

Обучение не может быть полноценным без регулярной информации о том, как усваивается учащимися материал, как они применяют полученные знания. Помимо устного опроса, в процессе которого, получая возможность для изучения индивидуальных возможностей усвоения учащимися учебного материала, большое внимание уделяю такому методу контроля как

- тестовый контроль, направленный на диагностику результатов обучения; мною создан банк КИМов, который содержит разноуровневые тесты.

- самоконтроль, который позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень знаний и корректировать его.

В своей работе для повышения качества обучения учащихся использую мультимедийные презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгометрическом порядке на разных этапах урока: как способ объяснения нового материала, форма закрепления изученного, форма проверки домашнего задания, способ проверки знаний в процессе урока.

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что свою деятельность строю, интегрируя традиционное обучение с ИКТ и проектным методом.. Сочетание этих технологий помогает достичь представленных результатов.

Представление педагогического опыта

Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. В труде преподавателя нет неизменных элементов: постоянно развивается область знаний, основы которой преподает педагог, меняется контингент обучающихся, обогащается педагогическая наука. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с обучающимися в процессе обучения.

«Успешное осуществление профессионально – педагогической деятельности в постоянно изменяющихся условиях социальной жизни и в соответствии с требованиями современного образовательного процесса возможно только при условии творческого роста, постоянного совершенствования педагогического мастерства преподавателя. Составляющей частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно – методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта».

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Для меня профессионально-личностное развитие нацелено на получение таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности в своем предмете, повышению эффективности обучения предмету, способствовали бы выработке новых педагогических приемов и методик, развитию творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Самообразование.

Основные виды деятельности представлены на слайде 14.

Направления деятельности в процессе самообразования:

- изучение методической, педагогической и предметной литературы;

-посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- изучение информационно-компьютерных технологий;

-общение с коллегами школы, города, области. Результаты практической деятельности предъявляю на различных уровнях. Для педагогического сообщества города, школы. Наработанный мною материал представляла: в форме открытых уроков в рамках школьного и городского методического объединения учителей:

– в 5а по теме «Мои увлечения» в рамках Дня открытых для родителей , 2007;

– в 7а,б по теме «Как ориентироваться в большом городе» на ГМО, 2008;

– в 5а, б по теме «Кто где работает?» в рамках педсовета «Педагогические компетенции учителя», 2009;

– в 11 классе по теме «Живопись» в рамках методического семинара «Профессиональная компетентность педагога», 2010;

– в 5а классе по теме «Моя семья» в рамках Дня открытых для родителей , 2010. На ГМО учителей ИЯ обобщила опыт деятельности по темам:

– Контрольно-измерительные материалы по немецкому языку, 2007

– Работа с детьми группы «Особый ребенок» на уроке иностранного языка, 2008

– Оценка как инструмент стимулирования учащихся к успешной деятельности, 2009 Наработанный мною материал представила на Педагогических чтениях по теме:

– Тесты как одна из форм оценки уровня образованности учащихся, 2006 год

Повышению уровня профессиональной компетенции способствовало повышение квалификации на курсах «Информационная культура педагога», при ИРРО, 2008. Полученные знания на семинарах позволили внести изменения в рабочие программы, скорректировать подходы по применению ИКТ на уроках.

В процессе самоанализа я отмечаю, что есть следующие противоречия:

– Между результатом образованности учащихся и требованиями ГОС (НРК),

– Несмотря на все применяемые мной приемы и средства оптимизации образовательного процесса у учащихся отсутствует внутренняя мотивация к учению и наблюдается низкая познавательная активность и низкая потребность в рефлексии и самоконтроле,

– Большинство родителей не проявляют интереса к учебе своих детей, их успехам и проблемам

Это определяет цель моей педагогической деятельности на следующий межаттестационный период: создание условий для формирования базовых компетенций учащихся через использование новых технологий в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Для ее достижения я планирую работу над следующими задачами:

• развитие ценностно-смысловой компетенции учащихся через познание, самореализацию и социальную адаптацию, развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;

• вовлечение учащихся в исследовательские проекты , творческие задания, в ходе которых они учатся понимать и осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности;

• формирование у каждого умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность, овладение навыками работы со справочной литературой, словарями, использование информации из глобальных информационных сетей;

• создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей.

Прогнозируемый результат

• Повышение общей культуры учащихся, сформированность речевого имиджа как средства достижения социальной и речевой компетенции

• Оптимизация образовательного процесса посредством рефлексии и самоконтроля

• Обеспечение образовательного уровня качества образования – не менее 70% - базовый уровень, не менее 30% - повышенный уровень образования в средней школе