Утверждаю:

Директор МОУ «СОШ №5»

__________ И. А. Молодзяновская

Согласовано:

Председатель Совета школы МОУ «СОШ №5»

__________ В. А. Кондрашова

Положение о системе оценки качества образования

в МОУ «СОШ №5»

1. Общие положения.

1.1. Положение «О системе оценки качества образования в МОУ СОШ № 5» (далее Положение) устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования (далее-ШСОКО) в МОУ СОШ № 5 г. Алапаевска.

1.2. Положение представляет собой нормативный документ, разработанный в соответствии.

- С приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2005 года №178 «Об обеспечении выполнения комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;

- Положением о системе оценки качества образования Свердловской области, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 06 декабря 2007 года № 672 и другими нормативными актами, регламентирующими реализацию процедур контроля качества образования.

1.3. Функционирование и деятельность внутришкольной системы оценки качества образования строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Свердловской области, МО город Алапаевск и МОУ «СОШ № 5», регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

1.4. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству.

1.5. СОКО школы представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их школьных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатами СОКО.

1.6. Результаты контроля и оценки качества образования предаются гласности в следующих формах:

- информирование администрации и педагогических работников образовательного учреждения, Управления образования;

- информирование общественности посредством публичного доклада, аналитических докладов о состоянии качества образования на школьном и муниципальном уровне и других публикаций в СМИ и школьном сайте.

1.7. Основными пользователями результатов ШСОКО являются:

1) обучающиеся и их родители (законные представители);

2) администрация школы, управление образования;

3) органы законодательной власти;

4) учредитель общеобразовательного учреждения;

5) Совет школы;

6) общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.

1.8. Диагностические и оценочные процедуры в рамках СОКО проводятся с привлечением экспертов (экспертных сообществ). Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.

1.9. В настоящем положении используются следующие термины:

- Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям;

- Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся. Оценка качества образования нацелена на фиксацию состояния школьной системы образования и динамику ее развития.

Оценка качества образования предполагает:

- оценку общего развития личности обучающихся (оценка индивидуальных учебных достижений учащихся, динамики показателей их здоровья) в соответствии с консолидированными заказами на образование и личностными ожиданиями;

- оценку качества деятельности общеобразовательного учреждения (в т.ч. качества созданных условий для обеспечения образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей);

- оценку общественного участия в развитии школьной СОКО.

• Внутришкольная система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.

• Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;

• Измерения – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

1.10. Основными принципами функционирования ШСОКО являются:

- согласование и утверждение единых критериев оценивания, преимущественное использование объективных оценочных методов и процедур;

- включение педагогических работников в критериальный самоанализ и самооценку деятельности;

- соизмерение размеров оплаты труда педагогических работников с его результатами и условиями, дифференциация этих размеров в зависимости от конкретных результатов.

1.11. Положение о ШСОКО, а также дополнения к нему утверждаются педагогическим советом.

1.12. Положение о ШСОКО, а также дополнения и изменения к ней утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, Советом школы и иными заинтересованными организациями

2. Основные цели, задачи и принципы функционирования ШСОКО

2.1. Целью ШСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его развития и причинах, влияющих на его уровень.

2.2. Основными задачами СОКО являются:

- формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;

- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- изучение и самооценка состояния развития образования в МОУ с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации;

- формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- выявление факторов, влияющих на образовательные результаты;

- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации школы, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся.

- определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания.

- реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.

- стимулирование инновационных процессов к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности.

2.3.Основные функции ШСОКО:

- обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования.

- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников.

- экспертиза и, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы.

- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования.

- обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образования в школе.

2.4. Объектами оценки качества образования являются:

- учебные и внеучебные достижения учащихся;

- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников.

2.5. Предмет оценки:

- качество образовательных результатов (степень соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту);

-качество условий образовательного процесса (качество условий реализации образовательных программ);

- эффективность управления качеством образования.

2.6. Принципы ШСОКО:

- объективности, достоверности, полноты и системности информации об образовании;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

- оптимизации количества показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

- сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными, федеральными и международными аналогами;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

- инструментальности и технологичности используемых показателей, минимизации их количества с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

- открытости. Прозрачности процедур оценки качества образования;

- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.

2.7. Основные направления деятельности управления качеством:

- планирование качества (установление требований к качеству);

- обеспечение качества (выполнеие требований к качеству);

- управление несоответствиями (проведение корректирующих и предупреждающих действий);

- улучшение качества (повышение эффективности процессов и деятельности).

3. Организационная структура ШСОКО:

3.1. Организационно-управленческий состав для системы оценки качества образования школы.

В структуре ШСОКО выделяются следующие элементы:

- Администрация школы;

- МОУ дополнительного профессионального образования специалистов «Информационно-методический центр»;

- Учителя школы;

- Общественные институты (Совет школы).

3.2. Функциональная характеристика системы оценки качества образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»:

3.2.1. Администрация школы:

- Осуществляет политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленную на сохранение и развитие единого образовательного пространства, на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение образования.

- Разрабатывает и реализует программу развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения. Формирует стратегию развития системы образования школы.

- Формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в общеобразовательном учреждении.

- Обеспечивает разработку методики оценки качества образования.

- Организует разработку школьного компонента государственных образовательных стандартов и создает условия для их реализации. Осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за учителями. Участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования.

- Обеспечивает проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

- Организует систему мониторинга качества образования в ОУ, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития ОУ, анализирует результаты оценки качества образования на уровне ОУ.

Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования ОУ.

- Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования.

- Обеспечивает информационную поддержку системы качества образования ОУ.

- Содействует проведению подготовки работников ОУ и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.

- Организует прохождение процедуры лицензирования на ведение образовательной деятельности школы. Организует проведение процедуры государственной аккредитации школы в установленном законодательством порядке.

- Организует и проводит в пределах своей компетенции аттестацию педагогических работников.

- Осуществляет в своей компетенции организационно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством.

- Обеспечивает информирование населения посредством предоставления публичного отчета о состоянии образования в образовательном учреждении.

3.2.2. МОУ ДПОС «Информационно-методический центр»

- участвует в разработке методики оценки качества образования;

- участвует в разработке системы показателей, характеризующих оценку и динамику развития муниципальной СОКО;

- организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования;

- организует систему информационного и научно-методического обеспечения муниципальных ОУ, издание учебной и методической литературы;

- осуществляет сбор информации о состоянии и тенденциях изменения системы образования, управления ею и их основных подсистем в рамках практико-ориентированной исследовательской работы по конкретной профильной тематике;

- изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования;

- проводит подготовку работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;

- проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся в учреждениях общего и дополнительного образования и формирует предложения по их совершенствованию;

- организует и проводит областные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;

- организует систему информационного и научно-методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений.

3.2.3. Учителя школы:

- разрабатывают и реализуют программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения;

- участвуют в разработке методики оценки качества образования;

- участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;

- обеспечивают проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;

- обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования;

- организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;

- организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;

- обеспечивают предоставление информации о качестве образования на школьный, муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования;

- обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения;

- содействуют организации подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвуют в этих мероприятиях;

- формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении;

- изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения;

- проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формируют предложения по их совершенствованию;

3.2.4. Органы государственно-общественного управления:

- содействуют определению стратегических направлений развития образовательного учреждения;

- содействуют реализации принципа и механизмов межведомственного взаимодействия при реализации программ развития системы образования;

- содействуют реализации принципа общественного участия в управлении муниципальным образовательным учреждением;

- готовят предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования;

- осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательного учреждения в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;

- принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования школы;

- принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения;

- принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования школы;

- инициируют и участвуют в организации конкурсных мероприятий ОУ, разработке и экспертизе образовательных программ, реализации областного образовательного проекта «ОКР», мероприятий фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»;

- принимают участие в формировании информационных запросов основных показателей системы оценки качества образования;

- принимают участие в проведении, оценивании и внедрении результатов областных образовательных проектов;

- участвуют в работе Совета школы, органов государственно-общественного управления МО город Алапаевск.

4.Составляющие внутришкольной системы оценки качества образования.

4.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:

- Системы внутришкольного контроля;

- Общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, родителей учащихся;

- Профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом (внешний аудит).

4.2.Организационная структура ШСОКО включает администрацию школы, методические объединения учителей, педагогический совет, школьный управляющий совет, целевые аналитические группы.

4.3.Согласованная работа всех организационных структур ШСОКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.

4.3.1.Внутришкольный стандарт качества образования соотносится:

- с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;

- с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;

- с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.

4.3.2.Школьный стандарт качества образования включает:

- обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;

- качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;

- качество образовательных программ и используемых образовательных технологий;

- качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;

- определенный уровень творческих и научных достижений учащихся;

- доступность и качество дополнительного образования обучающихся;

- обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;

- обеспечение психологического комфорта и доступности образования в школе;

- обеспечение индивидуального подхода к школьникам, имеющим специфические образовательные потребности;

- высокую квалификацию педагогов.

5. Мониторинг и оценка качества образования.

5.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую. Содержание, технологии диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется учредителем и вышестоящими органами управления образованием. Вариативная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов ШСОКО и особенностями используемых школой оценочных процедур.

5.2. ШСОКО включает систему сбора и первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации ШСОКО.

5.3. Реализация ШСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

- мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;

- анализом творческих достижений школьников; результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников;

- результатами паспортизации учебных кабинетов школы;

- результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы;

- результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления школой) и социологических исследований;

- системой внутришкольного контроля;

- системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службы;

- системой внутришкольного скрининга психологического комфорта;

- иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.

5.4. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте.

5.5. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). В процессе оценки качества образования используется нормативно-целевой анализ.

5.6. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются Регламентом оценки качества образования.

5.7. Технологии измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку уровня обученности школьников, определяется на основе государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии оценки качества образования, используемые для определения показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества образования.

5.8. Итоги внутришкольной оценки качества образования ежегодно размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.

6. Реализация школьной системы оценки качества образования:

6.1. Реализация ШСОКО осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Свердловской области, Управления образования МО город Алапаевск, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования ОУ.

6.2. Функционирование ШСОКО осуществляется посредством следующих процедур:

- государственной (итоговой) аттестации выпускников, в т.ч. единый государственный экзамен (ЕГЭ) в ОУ;

- контрольно-инспекционной деятельности;

- аттестации педагогических и руководящих работников;

- мониторинговых исследований по следующим направлениям:

1) качество образования обучающихся в ОУ, в т.ч.функциональной грамотности учащихся ОУ;

2) здоровье обучающихся и воспитанников ОУ;

3) оценка результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности:

- рейтинг ОУ, включающий в том числе рейтинг качества предметной обученности учащихся;

- обеспечение системы ОУ различных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;

- информирование внешних пользователей информацией о состоянии и развитии образования в МОУ «СОШ № 5»;

- социологические опросы участников образовательного процесса;

- контроль и надзор за соблюдением законодательства.

6.3. Объектами оценки качества образования являются организация образовательного процесса в ОУ (включая оценку качества образовательных программ), качество деятельности педагога, образовательные (учебные и внеучебные) достижения обучающихся.

6.4. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.